Итоги Всероссийского онлайн-форума «Вместе с детьми: образование и трудоустройство»

5 июня

Итоги Всероссийского онлайн-форума «Вместе с детьми: образование и трудоустройство»

Включение детей и молодых взрослых в обратную связь должно стать профессионально-этическим принципом работы специалистов, работающих с детьми и семьями.

Более 700 специалистов, детей и молодых взрослых присоединились к V Всероссийскому онлайн-форуму «Вместе с детьми», который состоялся 5 июня 2024 года. Спикеры обсудили, как наладить диалог взрослых и детей, чтобы подрастающее поколение имело возможность получить опыт участия в решении важных для них вопросов и научилось брать на себя ответственность.

Пятый по счёту Всероссийский онлайн-форум «Вместе с детьми» в этом году был посвящён теме образования и трудоустройства детей и молодых взрослых, в том числе с особенностями развития. Он стал логическим продолжением дискуссии, начатой между взрослыми и юными участниками в 2020 году: от понимания благополучия и его связи с возможностью детей и подростков влиять на свою жизнь до практик и инструментов, дающих детям такую возможность.

В числе важных изменений в этой области Эльвира Гарифулина, программный директор БФ «Абсолют- Помощь» и один из инициаторов форума, отметили развитие исследований темы детства и детского благополучия с участием самих детей, а также включение детей и молодых взрослых в планирование и оценку проектов, программ и услуг. Кстати, фонд, как и многие другие доноры, «зашивает» участие детей в условия своих конкурсов: т.к. важно понимать, что в проектах учитываются мнение и потребности благополучателей, ведь от этого во многом зависит эффективность помощи. Но, пожалуй, основной движущей силой изменения стало сообщество специалистов из государственных и негосударственных организаций, которые понимают и реализуют в своей повседневной работе принцип участия детей и молодых взрослых. Примеры таких практик составили основу программы онлайн-форума «Вместе с детьми».

Первая часть Форума традиционно проходила в формате диалога взрослых и детей. Подопечные представленных в программе организаций стали лучшим примером того, что благодаря включению ребят в обсуждение и решение разных вопросов они становятся более самостоятельными, ответственными, уверенными, способными на позитивные преобразования среды вокруг себя.

На принципах участия и учёта мнения воспитанников строится организация жизни Дома сопровождаемого проживания «Гурьевский», в котором работает туристический клуб, созданный с участием студентов Центра – молодых взрослых с ментальными особенностями. А подопечные АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь» стали инициаторами создания гончарной мастерской: ребята самостоятельно провели опрос, обсудили идею, составили план работ, распределили обязанности и нашли оборудование.

Но для того, чтобы у детей и молодых взрослых с ограниченными возможностями здоровья и их наставников всё получалось, очень важны отношение и поддержка родителей или значимых взрослых, доверие без гиперопеки. Опыт Благотворительного фонда помощи больным несовершенным остеогенезом «Хрупкие люди» показывает, что молодые люди, даже если передвигаются с помощью колясок, могут быть самостоятельными. Одна из подопечных фонда не только смогла поступить в РУДН, но и добилась создания в университете доступной среды для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вторая часть форума проходила уже без участия детей. Дискуссия специалистов была посвящена перспективе развития практик, технологий, подходов и барьеров в развитии и продвижении темы участия детей. Большинство экспертов понимают значение, которое имеет участие детей для их становления благополучными взрослыми. Однако, многие отмечают, что вовлекать подопечных в принятие решений им мешают дефицит времени, опытных в теме специалистов, знание инструментов и технологий. В ходе диалога прозвучала идея о том, что субъектность ребенка – это не только выражение собственного мнение и возможность делать выбор, но это еще и ответственность.

Опыт организаций – лидеров показывает, что у некоммерческого сектора сегодня больше возможностей и свободы действий, в то время как государственные учреждения ограничены действующими правилами и регламентами, особенно в вопросах школьного обучения. Поиск возможностей более гибкого подхода к вопросам образования остаётся актуальным. Как и необходимость более широкого применения специалистами сферы защиты детства подхода позитивного развития, когда молодёжь воспринимается как ресурс развития, а вместо вопроса «в чём проблема» будет стоять вопрос «что мы хотим вместо того, что есть». Важным полем для взаимодействия практиков и ученых остаётся выработка профессионально-этических подходов к организации и реализации принципа «с участием детей», адаптация и развитие дружественных для детей инструментов, обучение специалистов не только собирать данные от ребят, но и правильно использовать их, применять в своей работе, в том числе возвращаться к детям с обратной связью о принятых решениях.

Вопросов о том, как сделать участие детей обычной практикой, а их мнение весомым, осталось ещё много. Каждый требует отдельного внимания, обмена практиками и идеями. Поэтому Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» предложил продолжить дискуссию и после форума, создать рабочие группы или чаще включать тему участия детей в профильные события сферы детства.

Полную запись онлайн-форума можно посмотреть на YouTube-канале Фонда.

Материалы участников V Всероссийского онлайн-форума «Вместе с детьми» лягут в основу резолюции, которую мы разместим в ближайшее время. Также вам доступны презентации выступающих.

Абсолют-Помощь
Абсолют-Помощь
Абсолют-Помощь

1 из 3