Живая дискуссия на конференции «Белые ночи фандрайзинга» подтвердила: частные фонды трансформируют свою работу. Делимся ключевыми тезисами выступления Эльвиры Гарифулиной, исполнительного директора Благотворительного фонда «Абсолют–Помощь»
Опыт фонда «Абсолют–Помощь»
Любой частный фонд в своем развитии проходит несколько жизненных циклов. Первоначально в основу работы и идеологию развития частного фонда закладываются ценности учредителя. Со временем формируются команды, которые разделяют эти ценности и транслируют их на практике, набираются опыта. Постепенно появляется фокус и все лучшее понимание, какая проблематика важна и какие инструменты работают.
Сегодня Фонду «Абсолют–Помощь» 23 года: это уже взрослый, совершеннолетний фонд. Мы многое пережили. Но, несмотря на возраст, наш фокус не сильно поменялся: изначально мы понимали важность помощи наиболее уязвимым группам населения – детям и молодым взрослым – это и осталось. Вместе с тем, мы сделали направления поддержки понятнее – теперь их шесть. Мы чаще рассказываем, во что готовы вкладываться, а во что – нет, показываем всю логику – это помогает организациям понять, стоит ли идти в наш фонд.
Мы поддерживаем около 300 организаций, и для нас критически важно быть прозрачными: четко объяснять, кого и почему мы поддерживаем. Это позволяет потенциальным партнерам сразу понять, стоит ли обращаться к нам, экономя время и ресурсы всех сторон.
Так, мы открыты практически для всех: для государственных и частных НКО, опытных и новых организаций – даже созданных всего несколько месяцев назад. При этом мы не поддерживаем практики вне фокуса (защита детей и молодых взрослых в ситуации уязвимости), как бы качественно ни была написана заявка.
Мы предлагаем, чтобы партнеры работали в рамках разработанной нами теории изменений. Она включает финансовую поддержку (это генеральная линия), а также обязательно развитие специалистов и обмен опытом. Мы действительно готовы вкладываться в обучение партнеров и помогаем им таким образом становиться устойчивее, профессиональнее, компетентнее. При этом мы опираемся на доказательный подход – на опыт специалистов и собираемые ими данные, обратную связь от благополучателей, включая детей и молодых взрослых, родителей, научные концепции и исследования. Упор на результативность, анализ, в том числе в заявках и отчётности – это наша «визитная карточка». И мы открыто об этом говорим: если вам интересен доказательный подход, эффективная филантропия – нам с вами по пути.
Что меняется в работе некоммерческого сектора
Первое: мы все хотим, чтобы организации были развитыми, устойчивыми и в заявках просим это подтвердить. Но фундамент даже сильных организаций в кризис может пошатнуться. Важно понять: кризис – это нормально. Устойчивость – это как раз прохождение кризиса, и не надо бояться об этом говорить. Мы уделяем внимание оценке устойчивости организаций и поддерживаем их в том числе в условиях кризиса.
Второе: энтузиазм со временем ослабевает. Чтобы оставаться эффективными, мы вывели следующую формулу для себя и партнеров: баланс рациональности, эмпатии и желания помочь, мотивации и ресурсов (финансовых, здоровья). Найти этот баланс – новый вызов для фондов и НКО.
Третье: раньше организации боялись афишировать поддержку нескольких доноров («не будут поддерживать, если есть другие»). Сейчас это нормально и работает на устойчивость: например, некоторые наши партнеры могут быть грантополучателями нескольких фондов одновременно. Это не про дублирование финансирования, а про умение организации понять ценности доноров и соответствовать им. Например, организация получает от нас средства на решение проблем уязвимого детства, от другого фонда – как методический центр, от третьего – за работу на малых территориях. И это обоснованно.
Четвертый вызов: диверсификация дохода, независимость от одного источника. Организациям важно правильно формировать финансовую модель и ответственно планировать и «расширять охват» благополучателей и направлений поддержки: работать с разными донорами, в том числе с бизнесом, физическими лицами, привлекать волонтеров, подключать платные услуги, где это возможно (последнее по нашей проблематике, к сожалению, часто сложно, а порой невозможно). Мы видим, что все больше организаций идут по такому пути, становятся сильнее.
Пятое: цифровизация как тренд в работе НКО широко обсуждается. Наш текущий опыт здесь в том, чтобы расшить «узкое горлышко» в виде экспертной оценки проектов. Мы обучаем ИИ, который дает обратную связь заявителям на этапе подачи заявок: указывает на нарушенную логику, недостатки в заявке, необоснованные бюджетные статьи. ИИ работает как множество «мини-экспертов» внутри системы, повышающий качество заявок и дающий пользу самим организациям. За этим будущее.