
Школа «Абсолют», флагманский проект фонда «Абсолют—Помощь», разработала информационно-аналитическую систему для персонализации образовательного процесса в инклюзивной школе на платформе «1С: Предприятие 8.3». В январе 2025 года система была зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ. Сейчас пилотное внедрение IT-решения обсуждается с двумя школами.
«Цифровые инструменты сегодня активно внедряются и в бизнесе, и в социальной сфере. Разработанное школой «Абсолют» IT-решение помогает управлять образовательным процессом, облегчает работу педагогов и администрации. Школа готова делиться своим опытом. Мы приняли решение, что программный продукт для других инклюзивных школ будет бесплатным», — говорит Александр Светаков, основатель фонда «Абсолют—Помощь».
В феврале инклюзивная школа «Абсолют» приняла участие в XXV Международной Научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании», организованной 1С. На сессии по цифровизации организации дошкольного, общего и дополнительного образования детей Наталья Ильина, директор ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют», и методист школы Андрей Семенов подробно рассказали о возможностях, которые разработка дала школе.
Основная задача, которую ставили при разработке системы — персонализация образования. Основной функционал школьной системы:
- сбор и анализ данных об успеваемости, результатов тестирования и диагностик, посещении клубов, курсов, мероприятий;
- формирование индивидуальных рекомендаций для учителей от специалистов службы сопровождения;
- создание индивидуальных задач и планов для каждого ученика в рамках каждого учебного периода;
- управление учебным процессом и принятие решений на основе данных.
Сейчас в частной инклюзивной школе 187 обучающихся. У многих учеников есть особые образовательные потребности. Кто-то учится по общеобразовательной программе, кто-то по адаптированной, кто-то — по специальной индивидуальной программе развития. Школьная информационная система дает возможность хранить данные о ребенке за весь период его обучения и отслеживать динамику развития, поддерживать индивидуальный образовательный маршрут, куда в школе полного дня входит и посещение клубов, мастерских, внутришкольных и выездных мероприятий. «У нас неповторимое сочетание контингента обучающихся. 70% детей — с опытом проживания в социальных центрах и приемных семьях. Раньше каждый уходящий из школы психолог, учитель уносил с собой и все накопленные знания по ребенку. Сегодня каждый сотрудник причастен к коллегиальному формированию данных и видит в системе индивидуальный образовательный маршрут ребенка, его расписание, комментарии службы сопровождения, задачи на учебный год. Помимо сбора данных система «дает» подсказки, помогая педагогам, психологам, тьюторам, наставникам детально анализировать развитие ребёнка и принимать решения для его поддержки и сопровождения», — объясняет Наталья Ильина, директор ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют».
Доработкой модулей 1С под нужды инклюзивной школы занимался Департамент разработки и развития информационных систем Инвестиционной группы «АБСОЛЮТ». Методист школы «Абсолют» Андрей Семенов, отвечающий за проект школьного софта и чистоту данных в системе, отмечает, что документы по всем процессам в школе были разработаны ранее, в процессе автоматизации стояла задача создать единую архитектуру системы, состоящую из взаимосвязанных модулей, процессов и документов, чтобы не плодить лишние сущности, было уделено внимание настройке справочников и визуализации связей между документами. Например, для начисления своеобразной заработной платы каждому обучающемуся «АбсКоинов» (в школе действует своя валюта: в рамках проекта «Игра «Банк» ребята могут получать «АбсКоины» за хорошую учебу и активность в школьной жизни) подошел существующий модуль проводки заявок. Начисления и списания идут через систему, как зарплата на предприятии. «АбсКоины» можно потратить в школьном интернет-магазине, заказы ребят для осуществления закупок бухгалтерия тоже видит в системе.
«Внедрение цифровых технологий в образование открывает новые горизонты для создания персонализированных учебных программ, которые адаптируются под уникальные потребности и темпы развития каждого ребенка. Представленное решение от ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» демонстрирует успешную интеграцию возможностей платформы «1С: Предприятие 8.3» с методиками, разработанными педагогами и специалистами школы, что делает его особенно ценным для инклюзивного образования. Мы благодарим школу за представленный доклад и рассчитываем на долгосрочное сотрудничество», — подчеркивает Зульмира Яникова, руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы «1С».
Школа «Абсолют» готова делиться своими наработками с другими школами. Передовые IT-решения для адаптации учебных процессов к индивидуальным нуждам каждого ученика особенно актуальны в условиях инклюзии. В апреле «Абсолют» организует стажировку, где подробно расскажет об использовании информационно-аналитической системе для мониторинга образовательных результатов обучающихся, системе оценки их прогресса и возможностях для повышения качества процесса обучения и инклюзивного подхода в его реализации.