Детское благополучие. Как измерить?

23 апреля

24 апреля прошёл круглый стол «Современные подходы к измерению детского благополучия в целях развития человеческого потенциала и разработки доказательной социальной политики».

Мероприятие состоялось на площадке Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала НИУ ВШЭ, который присоединился к консорциуму по изучению детского благополучия и внедрения Индекса детского благополучия. В объединение также входят МГУ, РАНХиГС, МГППУ.

Участники встречи обсудили возможности Индекса детского благополучия как интегрального показателя для оценки результатов реализации государственной политики, вопросы измерения субъективного благополучия детей и подростков, переход от количественных показателей к качественному анализу, а также границы современного детства.

На круглом столе были представлены результаты ряда исследований. В частности, эксперты МГППУ поделились тем, как на протяжении 7 лет изучали благополучие приёмных семей. Разработанная методология включает 13 показателей, среди которых – безопасность, доверие, отношение к будущему и др. Результаты исследования уже учитываются в ряде регионов при подборе приёмных семей, поскольку общее благополучие замещающих семей напрямую влияет на благополучие ребёнка.

Институт социальной политики НИУ ВШЭ представил сравнительное исследование о том, как дети в мире проводят своё время. Согласно представленным данным, российские дети больше других заняты дополнительными занятиями, учёбой и выполнением домашних заданий. В целом 80 % респондентов удовлетворены тем, как используют своё время, однако только 67 % подчёркивали свою самостоятельность в выборе времяпрепровождения.

Программный директор БФ «Абсолют-Помощь» Эльвира Гарифулина представила доклад «Измерение детского благополучия как основа развития доказательного подхода в сфере защиты детства». Она привела примеры из зарубежной практики, где фокус индекса может быть направлен как на позитивные факторы, так и на негативные, снижающие уровень благополучия. Несмотря на то, что изучаются разные составляющие благополучия, в структуре индекса всегда присутствуют объективные данные, субъективная оценка, субъективное благополучие.

«Невозможно оценить благополучие ребёнка без изучения всего контекста, в который включён ребенок, — отметила Эльвира Гарифулина. — Взрослея, дети меняют окружение, переосмысляют полученный опыт, но влияние воспитания сохраняются. Поступки детей зависят не только от их физических, интеллектуальных и личных черт, но и от влияния среды, от того, что они успели впитать из окружения».

Доказательный подход, на который опирается деятельность фонда «Абсолют-Помощь», позволяет укрепить потенциал и экспертность организаций, масштабировать и тиражировать опыт, а также приводит к росту качества услуг для конечных благополучателей.

Эльвира Гарифулина также отметила ряд объективно существующих вызовов для внедрения инструментов оценки. Но, преодолев которые, получится повысить перспективы всей сферы защиты детства. В частности, для этого необходимо развивать дружественные методы сбора данных с участием детей и методы включения детей с особенностями развития в оценку их субъективного благополучия, а также формировать общие базы данных практик защиты детства, повышать доступность результатов и выводов реализованных проектов.