Открываем антикризисную рубрику #Справляемся. Вполне успешные организации, победители наших грантовых конкурсов, в разные периоды сталкиваются с кризисами — как внешними, так и внутренними: ключевой человек выгорел, не получили грант, на который рассчитывали, увлеклись расширением направлений и не смогли рассчитать силы — путей «захода» в кризис немало. Оказаться в кризисной ситуации — не катастрофа. Важно, в какой стадии организация замечает, что в кризисе, как его преодолевает, какие уроки извлекает. В этой новой рубрике НКО поделятся важным опытом преодоления кризиса. Расскажут, что сработало, а что — нет, какие выводы и уроки извлекли, какие методы использовали, чтобы продолжать поддерживать целевые группы, как говорили о кризисе с командой и почему верили в то, что всё получится. Уверены, что их опыт поможет другим вовремя распознать грядущий кризис и подскажет, как искать выход. А значит, сделает сектор более профессиональным и устойчивым.
«Мы — тот донор, который относится к кризису с пониманием. Мы уважаем коллег, которые не «прячутся», а доверяют фонду, открыто и честно обсуждают сложившуюся ситуацию, — говорит Эльвира Гарифулина, программный директор фонда «Абсолют—Помощь». — Как антикризисный управленец по второй специальности я уверена, что кризис — этап, который может произойти в любой организации. Оказавшись в нем, важно не опускать руки и включать антикризисное управление. Тогда из кризиса можно выйти даже с пользой — он вынуждает использовать аналитический подход, пристально посмотреть на то, что мы регулярно делаем и чего не делаем, оценить ресурсы, задуматься о подушке безопасности. Честное обсуждение полученного опыта поможет другим не наступить на те же грабли, понять, как сохранить костяк команды и не оставить целевые группы без поддержки».
Благодарим дебютанта рубрики — «Простые вещи» из Санкт-Петербурга за откровенность и доверие. Если вам тоже есть что рассказать о кризисе, напишите нам на pr@absolute-help.ru с хештегом #Справляемся в теме письма.
«Простые вещи» — инклюзивные мастерские в Санкт-Петербурге, где работают взрослые с ментальными особенностями. За шесть лет организация открыла 8 мастерских, кафе «Огурцы», цветочный магазин «Теплица», который задуман как площадка транзитного трудоустройства. Все они расположены в общественном пространстве «Нормальное место» на территории Севкабель порта. В организации работают более 80 сотрудников с ментальными особенностями. Выбор для получения опыта большой: керамическая, кулинарная, швейная, цветочная, столярная, косметическая (самая молодая), графическая мастерские, арт-студия (дизайн-бюро). В этом году Мария Грекова, основательница инклюзивного кафе «Огурцы» и инклюзивных мастерских «Простые вещи», получила премию Forbes Woman Mercury Awards в номинации «Социальное предпринимательство».
В «Простых вещах» стараются «нырять в каждого человека». Здесь можно попробовать разные направления, выбрать, что больше по душе и лучше получается, соответствует твоему темпу работы. В кулинарной мастерской, например, темп очень высокий: кулинарное производство полного цикла, обедать в «Огурцы» приходят все работники мастерских и посетители коворкинга «Нормальное место». И после обеда не расслабиться — начинается подготовка заготовок на следующий день.
Мастерские — настоящие, ремесленные. Для мастеров это не досуг, а именно работа. Как правило, первая. Люди с ментальными особенностями учатся выполнять заказы, общаться с коллегами и с начальством, получают зарплату, отпрашиваются, если надо пойти к врачу. Это важный шаг для их социализации и новый этап для всей семьи — неожиданно у выросшего ребёнка появляются свои интересы, друзья, заработанные деньги. Он по-настоящему взрослеет.
Организация поддерживает ребят и в квотируемом сопровождаемом трудоустройстве на открытом рынке. Например, выпускник «Простых вещей» Даня Бердников сегодня работает бариста кофейни Verlé Garden в историческом центре Санкт-Петербурга. Он начинал в столярной мастерской, потом в «Огурцах» прошёл настоящую школу бариста.
О бюджете
Продукция мастерских продается в «Нормальном месте», в собственном онлайн-магазине, на маркетплейсах, в сети «Буквоед», косметику можно купить во «ВкусВилле». У всех вещей узнаваемая упаковка. И все они интересны. На шоперах — забавные надписи, на носках рисунки такие, что сразу хочется несколько пар. Кулинарная мастерская организует кейтеринг. Скамейки, сделанные в столярной мастерской, установлены в Севкабель Порту и пространстве для мероприятий «Брусницын лофт». Бизнес заказывает в «Простых вещах» корпоративные подарки. А дизайн-бюро «Простых вещей» принимает заказы у известных марок, художники проводят персональные выставки, — в общем, у организации есть, чему поучиться.
Бюджет организации складывается из доходов с продаж, грантовой поддержки, корпоративных и частных пожертвований. Праздники и корпоративные заказы — одна из значимых доходных статей. На доходы от коммерческой деятельности в 2023 году пришлось почти 23% наполнения бюджета, что действительно высокий показатель для НКО (на гранты — 36%). Но всё-таки кризис случился.
Нырок в кризис
Организация продолжала развиваться, не заметив, что ресурсов в какой-то момент стало меньше: часть партнеров ушла с рынка, упало количество заказов — бизнес начал сокращать расходы на подарки. А трудоустраивать у себя людей с ментальными особенностями «Простые вещи» продолжали. Один график шёл вниз, другой — вверх, и в какой-то момент организация оказалась в той точке, когда дальнейшая работа под угрозой. Нельзя сказать, что никто раньше не обращал внимания на цифры, но казалось, что в этом месяце — так, а в следующем будет лучше.
Меры спасения
Первыми, кому рассказали о кризисе, стали родители мастеров с ментальными особенностями, пожалуй, наиболее заинтересованные в работе организации люди. Они подписались на рекуррентные платежи и внесли огромный нематериальный вклад: начали делиться контактами, предлагать потенциальных корпоративных партнёров, специалистов в разных областях, которые были готовы консультировать pro bono.
Сложившуюся ситуацию откровенно обсуждали на планёрках команды, и каждый сотрудник «побежал свой марафон». Не все выдержали, но большинство людей осталось. С фондами-донорами договорились о проектных изменениях, которые важно предпринять в связи с ситуацией. Провели переговоры с розничными магазинами-партнёрами.
Через рассылки и социальные сети обратились к подписчикам: «Знаете, бывает так, что близкий человек скрывает, что у него что-то болит, пытается храбриться и не идет к врачу? А потом уже надо бежать, потому что помощь нужна срочно. Вот сейчас это мы. Нам очень-очень нужна ваша помощь», — так начинался пост в ВКонтакте, который «Простые вещи» опубликовали в конце июня. В нём рассказали истории мастеров, с которыми работают, показали, насколько то, что многим кажется простым делом — обратиться по имени, подружиться — для кого-то долгая история.
Команда призналась, что может не справиться с это штучной работой в нынешней своей ситуации: «Мы пережили ковид, февраль 2022 года. Тогда многие компании, которые поддерживали нас, ушли из России. Многие люди, которые помогали нам, уехали. Мы остались. Мы перестраивали работу, придумывали способы жить в новой реальности, и даже пытались расти — у нас получилось: в 2018 с нами работали 16 человек с ментальными особенностями, сейчас — больше 70. Если вы верите в то же, во что и мы, доверяете нам, поддержите нас, пожалуйста».
Пожертвования в ответ на призыв сделали 836 человек, половина из них подписалась на рекуррентные платежи. Через месяц «Простые вещи» рассказали подписчикам, что собрали две трети необходимой суммы.
За это время организация получила одобрение по гранту и поддержку партнёров. Например, сеть «ВкусВилл» заказала крупные партии продукции, а Befree выкупила открытки, которые обычно брала для реализации.
А ещё через месяц поступил второй грант, другие пожертвования, выросли продаже в интернет-магазине и на маркетплейсах. И «Простые вещи» сделали рассылку и пост, где рассказали, что собрали на 2 млн больше, чем было необходимо. Купировать кризис получилось.
Вика Сарычева, финансовый директор «Простых вещей», отмечает, что больше всего выходу из кризиса способствовало изменение отношения к ситуации: «Как только мы перестали тревожиться, опасаться и считать, что это катастрофа, мы летим в какую-то яму, появился азарт, интерес. Случившийся кризис показал нам нашу неадекватность в предыдущих действиях. Обстоятельства сложились так, что мы, наконец, увидели то, что ранее игнорировали, благополучно проходили мимо. В итоге всё начало по-другому работать.
Совет любой организации, оказавшейся в кризисе, в том числе финансовом, наиболее чувствительном, — найти внутри себя не страх, не переживание, а интерес, любопытство, желание разобраться, докрутить, что не так, идти вперед. Яму нелегко преодолевать, но упорство, интерес, драйв — это те эмоции, которые однозначно помогут».