В сентябре в клубном пространстве Noôdome состоялась дискуссия «Социальная ответственность: пиара ради или блага общества для?». Партнёром мероприятия выступил благотворительный фонд «Абсолют—Помощь».
Корпоративная социальная ответственность — неотъемлемая часть стратегии большинства современных компаний независимо от отрасли и масштаба. Какие бизнес-задачи решаются с помощью КСО сейчас? Каковы сложности? Как измеряются результаты?
«КСО иногда приравнивают к благотворительности, но это не совсем так. Если вспомнить пирамиду корпоративной социальной ответственности Арчи Кэролла, то филантропическая ответственность, то есть добровольный вклад в развитие общества, возникает на самой вершине, это уровень желаемого. Обязательные уровни — экономическая и правовая ответственность, ожидаемый — этическая. Насколько КСО встроена в стратегию бизнеса, зависить и от зрелости компании, и от видения первого лица», — отметила модератор дискуссии Эльвира Гарифулина, программный директор фонда «Абсолют—Помощь». И предложила участникам дискуссии поискать ответ на вопрос, что такое КСО сегодня — инструмент, подход, ценностный ориентир или красивые слова?
Ольга Юркова, директор центра социальных и благотворительных программ МТС, уверена, что ESG-стратегия помогает решать актуальные бизнес-задачи: «У компании должно быть четкое понимание, зачем она занимается тем или иным направлением. В этом случае ты вкладываешься в устойчивость общества, чтобы обеспечить устойчивость своего бизнеса». Например, для поддержки формирования в стране профессионального ИТ-сообщества МТС запустила серию профмероприятий под общим брендом True Tech: это конференция, хакатон, чемпионат, летний лагерь, где ИТ-специалисты страны встречаются и развивают компетенции; а для цифрового просвещения — образовательную платформу с ярким контентом «Поколение М», помогающую детям и молодежи раскрывать творческие возможности. По мнению Ольги Юрковой, рынок труда изменился, кандидаты теперь очень внимательны к социальной репутации работодателя, и именно она стала конкурентным фактором для многих отраслей.
О том, насколько важно совпадение с компанией по ценностям для сотрудников, подробнее рассказала Алена Паутова, ведущий специалист по внутренним и внешним коммуникациям Инвестиционной Группы АБСОЛЮТ. «Ответственность за мир, в котором мы живем, является ключевой ценностью и главным принципом группы. Это отражается в приоритетной роли корпоративной социальной ответственности в HR-стратегии компании. Такой подход не только помогает привлекать таланты и повышать лояльность сотрудников, но и предоставляет им возможности для самореализации, — отметила Алена Паутова. — При разработке программы гибкого социального пакета в формате кафетерия льгот была добавлена опция пожертвований на благотворительность. Результаты не заставили себя ждать: уже в первый месяц после запуска 90% сотрудников направили на поддержку НКО более 1000 рублей каждый, что ярко демонстрирует глубокий отклик ценностей компании среди команды».
Стратегия КСО включает широкий спектр инициатив — от пассивного участия до активного волонтерства. Показательный пример: проект «Абсолют — равные и разные возможности» с инклюзивной школой «Абсолют», который в прошлом году привлек более 300 сотрудников. В рамках этой программы сотрудники выступают наставниками, проводят профориентационные уроки, знакомят детей с миром бизнеса и помогают им в выборе будущей профессии. Такие инициативы не только способствуют кросс-функциональному взаимодействию и укреплению корпоративной культуры, но и эффективно продвигают ценности компании.
Алена Паутова подчеркнула, что большую роль в успехе КСО играет искренняя вовлеченность руководства: это позволяет сотрудникам ощущать, что декларируемые ценности компании реальны и воплощаются в жизнь, а не остаются просто словами.
«Наша корпоративная культура основана на искреннем внимании к человеку, глубоком понимании его потребностей, — отметила Оксана Белайчук, исполнительный директор блока «Люди и культура» Сбера. — Лидеры волонтерских команд Сбера — а их более 1000 по всей России — сами выбирают, какую социальную проблему в своем городе или регионе они будут решать, а наша задача — поддержать их в этом: экспертизой, технологиями, цифровыми решениями. И мы видим, что такое со-действие дает результат: только за последние 2 года команда корпоративных волонтеров Сбера практически удвоилась. В этом году наши самые активные социальные лидеры встретились на Байкале, обменялись опытом и лучшими практиками, а ежегодный конкурс социальных проектов Сбера стал грантовым. Когда люди и компании искренне разделяют общие ценности, это дает импульс к развитию».
Также эксперт поделилась данными опроса «Сила команды», в котором участвовали 167 000 сотрудников ПАО. Людям важно, чтобы работодатель был социально ответственным: 85% отметили заботу о сотрудниках (физическое и эмоциональное здоровье), 44% — помощь людям (социальные проекты и благотворительность, 46% — заботу о природе.